Третий этап комплексной экспедиции

Завершился 3-ий этап «Комплексной экспедиции историко-культурное наследие Мангистау» под научным руководством  Б.И.Нурдаулетовой  кафедры университета «Казахская филология». В данной экспедиции приняли участие известный архитектор С.Агытаев, теолог Д.Кенжетай и местные краваеды, студенты и преподаватели университета. 1-й тур 3-го этапа комплексной экспедиции был направлен на исследование подземных мечетей Мангистау и Устюрта. На 1-м туре экспедиции были осмотрены такие известные подземные мечети, как Султан Упе, Шопан-Ата, Шакпак-Ата, Бекет-Ата, Караман-Ата, Масат-Ата, на 3-этапе были изучены малоизвестные подземные мечети Бура-Ата, Сейдишан, Сегизажи, Тулеген ишан, Борлы-Торым, Тобеси тесик, Аккорган и др.

Ранее не изученные малые подземные мечети были впервые учтены и сделаны описание. Такие подземные мечеты,  вырубленные в пологом склоне небольшого хольма в круглой форме в теологии называются «зауийа».  Они состят из 2 или 3 комнат, одна из этих комнат предназначен для молитвы, там находятся намазхана (михраб), зикрхана, шилхана (хилует), в потолке вырублен люк для освечивания. Подземные мечеты Мангистау и Устюрта функционировали как место молитвы, в просветительских целях, как защитное убежище от жары, холода и для ночлега паломников.

  1. Внешний вид подземной мечети Бура Ата
  2. Подземный мечет Сегизажи
  3. Фиксация графических и рисунчатых изображений надгробных

стелл

  1. Вид входа подземного мечети, который находится в местности

«Борлы-Торым»

  1. В подземной мечети «Қапам Ата» созданы условия для ночлега

паломников

  1. Профессор кафедры «Казахская филология» и студент 3-курса

специальности «казахский язык и литература» Асамадин Нуржан

  1. Момент научной дискуссии: слева направо профессор

Б.И.Нурдаулетова, молодой тюрколог Б.Тулеген, известный теолог, профессор Д.Кенжетай.

  1. Профессор Д.Кенжетай и архитектор, реставратор подземной

мечети Шопан Ата С.Агытаев

  1. Слева направо доцент кафедры «Педагогическая технология»

Ш.Сапарбай,  профессор Б.И.Нурдаулетова, местный краевед А.Едилхан, народный «аңшы» (охотник), местный житель село Жарма А. Ақшабаев.

  1. Внутренный вид подземной мечети Масат Ата: михраб (место для намаза), жайнамаз, асатаяқ